Микробиота и плоскоклеточный рак полости рта

12.04.2021
Микробиота и плоскоклеточный рак полости рта

Рак слизистой оболочки полости рта – злокачественная опухоль, развивающаяся из элементов неороговевающего эпителия слизистой оболочки щек, нёба, десен, дна ротовой полости и языка. На долю плоскоклеточного рака приходится 97% злокачественных новообразований полости рта. К этиологическим причинам относятся хронические заболевания (хейлиты, хронический пародонтит, грибковая инфекция, лейкоплакия, эритроплакия, язвы и трещины губ), хроническая механическая травматизация зубами и протезами, а также курение и употребление алкоголя.

 

В последние десятилетия изменение состава микробиоты полости рта также рассматривается как потенциальный фактор, запускающий рост опухолевых клеток. Предполагается, что липополисахариды, структурные компоненты внешнего слоя наружной мембраны грамотрицательных бактерий, индуцируют и поддерживают воспаление за счет генерации реактивных форм кислорода и азота. В то же время продукты метаболизма бактерий индуцируют пролиферацию эпителиальных клеток, что может приводить к их атипии.

 

Микробный состав полости рта чаще всего определяется в образцах слюны. Еще в 2012 году при проведении 16S-секвенирования слюны было определено повышение содержания Capnocytophaga gingivalis, Prevotella melaninogenica типа Bacteroides и вида Streptococcus mitis типа Firmicutes у больных раком полости рта в сравнении со здоровыми лицами. Также проведенные несколько лет назад исследования показали, что в слюне пациентов с раком полости рта повышен уровень провоспалительных цитокинов IL-β, IL-6 и IL-8, повышение синтеза которых потенциально может быть сопряжено с изменением состава микробиоты ротовой полости.

 

В 2021 году опубликованы результаты нового исследования, посвященного анализу изменения состава микробиоты полости рта и экспрессии цитокинов в слюне у больных с плоскоклеточным раком данной локализации. У 24 пациентов (у большей части которых была поздняя стадия рака Т4) и 25 здоровых лиц группы контроля был проведен забор образцов слюны. Как у больных, так и у здоровых в слюне преобладали бактерии типов Bacteroidetes, Firmicutes, Fusobacteria, Proteobacteria и Actinobacteria. Различия отмечались на уровне вида бактерий: у пациентов с плоскоклеточным раком полости рта отмечалось повышение уровня бактерий видов Prevotella melaninogenica, Prevotella pallens, Prevotella nigrescens и Prevotella nanceiensis и Campylobacter ureolyticus типа Bacteroides; Streptococcus anginosus, Peptostreptococcus anaerobius и Veillonella parvula типа Fimicutes; Neisseria bacilliformis типа Proteobacteria в сравнении с группой контроля. В то же время у лиц группы контроля были достоверно выше уровни бактерий видов Neisseria subfava типа Proteobacteria, Veillonella dispar типа Firmicutes и Rothia dentocariosa типа Actinobaceria.

 

Некоторые виды бактерий, количество которых увеличено у больных раком полости рта, обладает потенциальным проонкогенным действием. Так, бактерия Streptococcus anginosus участвует в синтезе метаболита ацетальдегида из алкоголя, что способствует увеличению экспрессии провоспалительных цитокинов IL-1β, IL-6 и TNFα. Бактерии рода Prevotella также активируют синтез провоспалительных цитокинов IL-6, IL-8 и CCL20.

В ходе данного исследования было также подтверждено, что у пациентов определялось повышение экспрессии провоспалительных цитокинов полости рта: IL-8, IL-6, ФНО-α, гранулоцитарно-макрофагального колониестимулирующего фактора GM-CSF и интерферона-γ.

 

Выявленные изменения позволяют предположить, что изменения в составе микробиоты могут лежать в основе каскада воспалительных изменений, запускающих развитие опухоли. Кроме того, уровень провоспалительных цитокинов в слюне может рассматриваться как потенциальный биомаркер рака слизистой оболочки полости рта.

 

Источник:

Rai, A. K., Panda, M., Das, A. K., Rahman, T., Das, R., Das, K., … Chattopadhyay, I. Dysbiosis of salivary microbiome and cytokines influence oral squamous cell carcinoma through inflammation. Archives of Microbiology.  2021 Jan;203(1):137-152.doi: 10.1007/s00203-020-02011-wdoi:10.1007/s00203-020-02011-w

 

Ковалева Александра Леонидовна

 

____________