Селен – функции, источники, связь с кишечной микробиотой и влияние на инфекцию COVID-19

27.07.2020
Селен – функции, источники, связь с кишечной микробиотой и влияние на инфекцию COVID-19

Селен (Se) является незаменимым микроэлементом, существующим в виде селеноцистеина (Sec) - 21-й аминокислоты, необходимой для жизнедеятельности организма. Данный микроэлемент участвует в синтезе селенопротеинов, которые обладают выраженной антиоксидантной активностью и влияют на синтез тиреоидных гормонов. Доказано также, что селенобладает противовоспалительной активностью путем влияния на активацию макрофагов,NF-κB- и PPARγ-зависимые пути, и, тем самым, вовлечен в механизм развития болезни Крона, которая выявляется среди лиц с дефицитом селена чаще в сравнении с лицами, у которых уровень микроэлемента находится в пределах нормальных значений. Кроме того, селен снижает активность рецепторов TGF-β (трансформирующего фактора роста), расположенных на поверхности различных клеток, в том числе – злокачественных. Дефицит селена может нарушать процесс подавления активности TGF-β злокачественных клеток, и тем самым повышать риск развития злокачественных новообразований. Недостаток селена может также приводить к развитию застойной кардиомиопатии – болезни Кешана. В то же время длительное потребление большого количества (более 400 мкг в сутки) микроэлемента, которое возникает при передозировке пищевых добавок с высоким его содержанием, проявляется развитием селенита (основные признаки - диспепсические жалобы, диарея, хрупкость волос, ногтей, развитие нейропатии).

 

Дневная норма селена для взрослого человека колеблется в пределах от 55 до 110 мкг в сутки, и должна быть увеличена до 150 мкг для лиц, выполняющих тяжелую физическую работу. Селен не вырабатывается в организме человека, но содержится в воде, почве и продуктах питания. Животными источниками селена являются внутренние органы млекопитающих, такие как печень и почки, а также любые морепродукты и рыба. Среди растительных источников к значимым можно отнести цветную капусту, шпинат, кукурузу, горох, а также крупы и злаки. Наибольшее количество селена содержится в орехах, среди которых рекордсменом считается бразильский орех - в 100 граммах данного продукта содержится около 25 дневных норм селена.

 

В литературе приводятся данные о связи между количеством селена в сыворотке крови и составом кишечной микробиоты. В ходе проведенных исследований было установлено, что нормальный уровень селена сыворотки крови в сравнении с его дефицитом ассоциирован с увеличением численности бактерий семейства Porphyromonadaceae, относящихся к роду Bacteroides, и вида Faecalibacterium prausnitzii типа Firmicutes, а также с уменьшением количества бактерий рода Parabacteroides типаBacterodes. Кроме того, было установлено, что бактериальные клетки используют селен для производства собственных селенопротеинов, уменьшая тем самым его уровень в сыворотке крови.

 

В последние месяцы селен пользуется повышенным вниманием со стороны медицинской общественности благодаря предположенному влиянию на развитие новой коронавирусной инфекцией COVID-19. Было зафиксировано, что низкий уровень селена и селенопротеинов ассоциирован с более высоким уровнем заболеваемости и смертности пациентов с COVID-19: так, в исследовании, проведенном группой немецких авторов, отмечалось, что средний уровень селена у пациентов, погибших в результате заражения COVID-19, был значительно снижен в сравнении с выздоровевшими пациентами (40,8 ± 8,1 против 53,3 ± 16,2 мкг/л), так же, как и уровень селенопротеина Р (2,1 ± 0,9 против 3,3 ± 1,3 мг/л). Известно, что одна из форм селена, - селенит натрия, обладает способностью к окислению тиоловых групп в дисульфидизомеразе вирусного белка, уменьшая способность проникновения вируса через мембрану здоровых клеток. Данный эффект потенциально может быть использован для борьбы с эпидемией коронавируса и требует дальнейшего изучения, также как и другие эффекты данного микроэлемента.

Источники

  1. IlektraTakopoulou-Mavrona. The effect of selenium on the gut microbiota and intestinal mucosa. 2019.
  2. Jelena Krstić, DrenkaTrivanović, Slavko Mojsilović, Juan F. Santibanez. Transforming Growth Factor-Beta and Oxidative Stress Interplay: Implications in Tumorigenesis and Cancer Progression. Oxid Med Cell Longev. 2015
  3. MarekKieliszek, BoguslawLipinski. Selenium supplementation in the prevention of coronavirus infections (COVID-19). Med Hypotheses, 2020.
  4. Jinsong Zhang, Ethan Will Taylor, Kate Bennett, Ramy Saad, Margaret P Rayman. Association between regional selenium status and reported outcome of COVID-19 cases in China. Am J ClinNutr., 2020.

 

____________